Двигательный прорыв

0
287

Первый в мире полноразмерный детонационный ЖРД заработал в Росии

В августе 2016 года на предприятии «Энергомаш» в Химках впервые в мире был зарегистрирован установившийся режим непрерывной спиновой детонации поперечных детонационных волн частотой около 20 кГц (частота вращения волны — 8 тысяч оборотов в секунду). Двигатель работал на топливной паре кислород — керосин.

Российским разработчикам удалось добиться получения нескольких детонационных волн, уравновешивавших вибрационные и ударные нагрузки друг друга. Высокие температурные нагрузки нового двигателя помогли скомпенсировать специально разработанные в центре имени М. В. Келдыша теплозащитные покрытия. Детонационный двигатель выдержал несколько пусков при экстремальных вибронагрузоках и сверхвысоких температурах, при этом полностью отсутствовало охлаждение пристеночного слоя. Что открывает путь для разработки серийных образцов детонационного жидкостно реактивного двигателя. Фактически успех был обеспечен за счет создания точных математических моделей процессов образования детонационных волн и масштабного моделирования конструкции топливных форсунок, которые в свою очередь позволили получать необходимую для возникновения детонации смесь нужной консистенции.

Детонационный ЖРД позволит поднять тягу на 10% при сжигании того же количества топлива, что и в обычном двигателе, а удельный импульс тяги увеличиться на 10–15%.

Но главный прорыв заключается в подтверждении возможность организации стабильного и управляемого  детонационного горения в ЖРД. Исследования в этой области идут уже почти сотню лет, но россияне впервые так близко подошли к практической реализации идеи ДРЖД. До использования этой технологии в составе реальных летательных аппаратов конечно еще далеко, но решающий этап пройден однозначно. И еще один мировой приоритет в области высоких технологий однозначно закреплен за Россией.